Йоганнес Брамс и «русский Брамс» Сергей Танеев / в день памяти немецкого романтика

3 апреля 2020

3 апреля – день памяти Йоганнеса Брамса (1833 – 1897). Именно в этот день 123 года назад он ушел из жизни. Не случайно сегодня танеевцы вспоминают музыку немецкого романтика, ведь «русским Брамсом» именовали С.И.Танеева.
Такую формулировку предложил рецензент одного из концертов Сергея Ивановича в Германии в связи с родственностью стилей двух композиторов (в 1911 году Танеев посетил с концертами ряд европейских городов, среди которых Берлин, Дюссельдорф, Франкфурт-на-Майне и Лейпциг). Несомненно, подобная точка зрения не беспочвенна. Об этом, например, писал и В.Г.Каратыгин уже после смерти С.И.Танеева. Русский критик сравнивал тенденции неоклассицизма в наследии обоих композиторов, отмечая много точек соприкосновения относительно приверженности к классическому. Действительно, и Брамс, и Танеев претворяют классические традиции, тяготеют к классицистской строгости, каждый в своем творчестве, каждый по-своему, но на единой базе романтического искусства с его эмоциональной «тональностью», с его характером чувствования. За любовь к жанрам и формам прошедших эпох (в том числе и духовной музыки) их обоих, кстати, именовали «старомодными».
Еще в период консерваторской учебы именно Сергей Иванович впервые в России представил публике Первый фортепианный концерт Й.Брамса d-moll, 17 января 1875 года. Композитору-пианисту тогда было всего 18 лет. Исполнение столь сложного произведения своему ученику Танееву доверил его педагог по классу фортепиано Н.Г.Рубинштейн, который и встал на дирижерский пульт. Сразу же заметим, что затем и Танеев включал в программы уже своих учеников этот опус. Исполнение же Сергея Ивановича высоко оценил П.И.Чайковский (который, кстати, на дух не переносил музыки Брамса, что не повлияло на оценку самого исполнения): «Кроме чистоты и силы техники, кроме элегантности в тоне и изящной легкости в исполнении пассажей, г. Танеев удивил всех тою зрелостью понимания, самообладанием, спокойной объективностью в передаче идеи исполняемого, которые просто немыслимы в таком юном артисте».
Вслед за своим учителем П.И.Чайковским и С.И.Танеев позже отзывался о музыке выдающегося немецкого композитора также крайне негативно.

Послушать Первый фортепианный концерт Й.Брамса в исполнении Сергея Ивановича мы, к сожалению, не можем. Однако интересно познакомиться с интерпретациями и других выдающихся пианистов. Предлагаем сравнить два варианта:

Н.Луганский (фортепиано) и РНО под управлением М.Плетнева
https://www.youtube.com/watch?v=xpoaE88NcSs

А.Рубинштейн (фортепиано) и Оркестр Концертгебау под управлением Б.Хайтинка
https://www.youtube.com/watch?v=VsgWF406ti4

Надеемся, что сравнительный анализ этих исполнений будет полезен начинающим музыкантам (особенно пианистам). 

Йоганнес Брамс и «русский Брамс» Сергей Танеев / в день памяти немецкого романтика