Сергей Танеев и Николай Мясковский: точки пересечения (ко дню рождения Н.Я.Мясковского)

20 апреля 2020

139 лет назад, 20 апреля (по новому стилю – 8-го) 1881 года родился выдающийся отечественный композитор и педагог, профессор Московской консерватории Николай Яковлевич Мясковский. Его имя не столь известно в широких кругах, но музыканты, конечно, знают величину композиторского дарования Н.Я.Мясковского, его неоценимый вклад в развитие русской музыки XX века – не только как крупнейшего симфониста первой половины прошлого столетия (автора 27 симфоний), но и как мудрого наставника. Стоит только перечислить имена его учеников и многим станет понятен талант учителя. А.В.Мосолов, В.Я.Шебалин, В.И.Мурадели, А.И.Хачатурян, А.Я.Эшпай, Б.А.Чайковский, Н.И.Пейко и многие другие прошли через класс Николая Яковлевича, именем которого назван один из залов Московской консерватории. Здесь он преподавал с 1921 года до самой смерти (в 1950-м году).

Что знаменательно, начало пути Мясковского-композитора связано с педагогической деятельностью Сергея Ивановича Танеева и, в целом, танеевской педагогико-композиторской ветвью.

В 1902 году Николай Мясковский, сын военного инженера, выпускник Военно-инженерного училища в Петербурге как офицер был направлен на службу в 17-й саперный батальон в Москве. К тому моменту музыка уже была неотъемлемой частью его жизни. В Москве он продолжает свое музыкальное развитие. С целью найти педагога для занятий композицией Николай обращается за помощью к Н.А.Римскому-Корсакову. Последний (отметим, профессор Петербургской консерватории) прислал из Северной столицы рекомендательное письмо к крупнейшему педагогу Москвы – Сергею Ивановичу. Далее последовала встреча музыкантов, Танеев порекомендовал Мясковскому занятия со своим учеником, Р.М.Глиэром. В последствие Николай Яковлевич оставит карьеру военного и полностью отдаст себя музыке, поступит в Петербургскую консерваторию, где судьба подарит ему лучшего друга в лице однокурсника Сережи Прокофьева (который, кстати, был ровно на 10 лет младше Мясковского, на момент их знакомства старшему было 25 лет, младшему – 15). «Заочно» Мясковский будет учиться и у самого Танеева – одолевая его «Подвижной контрапункт строгого письма», труд по полифонии, ставший неотъемлемой частью программ композиторов.

После окончания консерватории и военной службы (во время Первой мировой войны в рядах русской армии) жить и работать Мясковский будет в Москве.

Отметим, что в XX веке трудно вспомнить композитора-педагога, кто бы мог сравниться с С.И.Танеевым по величине педагогического дарования и количеству выдающихся, к тому же – непохожих друг на друга в стилевом отношении – выпускников. В один ряд с ним может встать, прежде всего, именно Мясковский. Что интересно, Танеев и по духу был очень близок Николаю Яковлевичу: интеллектуал, глубокий и вдумчивый, скромный и спокойный в общении с окружающими, принципиальный в профессиональных вопросах: «В своих высказываниях, — писал Д.Д.Шостакович, — он был очень немногословен, порой строг. Но даже самые суровые слова его критики — это чувствовалось — шли от большого сердца и любви к музыке поэтому никогда не обижали. Тем более что с такой же взыскательностью (это было известно) он относился к самому себе».

Как музыканта и учителя его характеризуют мысли, связанные с именами великих педагогов, деятельность которых он продолжил: «Творчество — капризное дело, здесь легко впасть в уныние, потерять интерес к работе, к желанию преодолевать трудности. Метод «разноса» — опасный метод для будущей судьбы одаренного студента. Римский-Корсаков, Глазунов, Танеев его не применяли. Главная трудность не в том, чтобы дать в руки студенту техническую основу композиции, а в том, чтобы помочь выбраться на правильную дорогу в развитии собственного дарования, не подавляя, не ломая его». 

Его не стало в 1950 году. Н.Я.Мясковский погребен на кладбище Новодевичьего монастыря недалеко от могил А.Н.Скрябина и С.И.Танеева. 

Стоит подметить еще одну интересную «историко-географическую» деталь: в Москве Николай Яковлевич жил неподалеку от тех мест, где жил и Сергей Иванович: в доме №4 в переулке Сивцев Вражек. В связи с этим, кстати, с 1960 по 1994 годы именем Мясковского назывался переулок по соседству - Большой Афанасьевский. 

Предлагаем сегодня вспомнить удивительный по красоте и выразительности Виолончельный концерт Николая Яковлевича (кстати, одно из любимейших произведений М.Л.Ростроповича, лично знавшего автора и сотрудничавшего с ним).

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=1A18q2VBdc4

Николай Яковлевич Мясковский

Концерт для виолончели с оркестром

Солист: Мстислав Ростропович

Дирижёр: Натан Факторович

Симфонический оркестр Московской филармонии

Запись 1959 г.

 

Сергей Танеев и Николай Мясковский: точки пересечения (ко дню рождения Н.Я.Мясковского)