Ко дню весны и труда: Жизненные правила для музыкантов или Как стать профессионалом (по Р.Шуману)

1 мая 2020

1 мая - день Весны и Труда!
В нашей стране по традиции первый майский день является праздничным выходным. Однако, всем известно, что у музыкантов выходных дней не бывает! В нашей профессии важен ежедневный труд и регулярность, перерывы же в занятиях сказываются негативно на исполнительском мастерстве.
Поэтому сегодня предлагаем вспомнить напутствия юным музыкантам в их творчестве и труде великого романтика Роберта Шумана.

Автор хрестоматийного сборника разнохарактерных пьес для начинающих пианистов "Альбом для юношества" создавал этот опус, прежде всего, для своих детей. В этом он, кстати, следует замечательной традиции другого немецкого гения - И.С.Баха. Альбом был инициирован семейным праздником - старшей дочери Шуманов, Роберта и Клары, Мари исполнилось семь лет. Любящий отец решил порадовать дочку музыкальным подарком и сочинил фортепианную миниатюру, на титульном листе которой он написал: «Пьеска, сочинённые папой к 7-летию Мари, 1 сентября 1848 год» (в последствие эта пьеса не вошла в сборник). Сразу же после этого (2 сентября) Шуман продолжил работу и создал целый ряд небольших пьес, которые сложились во всем известный сборник.
Первоначальный замысел содержал не только музыкальный материал, но и напутствия в занятиях. Ценные советы композитор предполагал расположить в изданном альбоме, чередуя их с миниатюрами (однако не всем издателям подобная идея пришлась и приходится по вкусу, поэтому и до настоящего момента нередко публикуются только сами пьесы).

Роберт Шуман был одним из самых любимых композиторов Петра Ильича Чайковского и великий русский классик перевел текст Правил для музыкантов с немецкого языка на русский (ниже приведен его перевод). Пётр Ильич не только очень ценил советы Шумана, но также поддерживал идею создания произведений для начинающих музыкантов: как известно, позже и сам П.И.Чайковский написал серию замечательных пьес, адресованных юным пианистам.

Давайте же вспомним, что советовал Роберт Шуман начинающим музыкантам (текст приводим в сокращении):

  • Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.

  • Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

  • Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

  • Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

  • Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

  • Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом.

  • Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

  • Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

  • Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

  • Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.

  • Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

  • Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

  • Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.

  • Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.

  • Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

  • На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь. 

  • Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

  • Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

  • Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

  • Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов. 

  • Никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам. 

  • Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

  • Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

  • Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

  • Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

  • Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу. 

  • Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.

  • Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и тщеславия.

  • Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта. 

  • Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.

  • Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.

  • Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску. 

  • Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.

  • Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.

  • Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.

  • Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание... Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.

  • Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других. 

  • Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.

  • Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего. 

  • Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.

  • Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.

  • Ученью нет конца.

Надеемся, что танеевцам и ученикам других музыкальных школ эти советы пригодятся в их прекрасном творческом труде. Тем более, что большинство из этих строк так или иначе они уже знают и слышали: как в классах по специальности, так и на уроках по теоретическим дисциплинам.

Трудитесь и творите, а ваши педагоги всегда поддержат вас!



Ко дню весны и труда: Жизненные правила для музыкантов или Как стать профессионалом (по Р.Шуману)